Что не так со студиями робототехники

При цитировании необходима ссылка на Roboter.ru.

Что нужно для быстрого выхода на этот рынок.

Если клиенту нужно создать штучную модель робота или прототип для презентации инвесторам, и у него нет своей команды, он идёт в небольшую частную студию робототехники. Потому что крупные разработчики не обслуживают мелкие по их меркам заказы.

Качественных студий робототехники, в которых задействованы профессионалы, в России и мире не хватает. Это первая причина отсутствия конкуренции и возможность выхода на рынок новым игрокам. Чтобы обслужить все запросы на сборку в России, количество таких компаний должно увеличиться в десять раз.

Но главный фактор — инженеры студий на постсоветском пространстве очень низко клиентоориентированы, а деловая культура таких организаций, бизнес-процессы и модель не развиты или не оптимизированы. Эта черта является загадкой, потому что им нужны клиенты и деньги.

Вот несколько примеров из жизни.

1. У студии с миллионным оборотом, работающей как на заказ, так и производящей собственных роботов, нет менеджера по работе с клиентами. Всеми заявками занимается главный инженер. Если он в командировке, никто не отвечает. В связи с чем они не успевают или забывают ответить на запросы, а разработка ведётся медленно. Такое встречается чаще всего: отсутствие схемы, культуры и отдельного администратора для ведения клиента и консультаций.

2. Существует студия, где недавно появился сотрудник по работе с клиентами, сочетающий в себе консультанта на телефоне. То есть до этого момента эволюционировали. Но главный инженер буквально БОИТСЯ осуществлять продажи, потому что опасается возврата. Он может несколько дней не решаться перезвонить заказчику для переговоров. Крепкий решительный сейлз отделяет их от развития.

3. Была крупная компания-разработчик с хорошей базой и экспертизой, где процветало кумовство и клиентами занимался некомпетентный и необязательный родственник руководителя, позволяющий себе 4 дня игнорировать покупателей. Жалобы на него директору спускались ему же, и он насмешливо возвращал их клиенту. Компания в итоге закрылась.

4. В другой крупной студии, широко кастомизирующей своих роботов, постоянно меняются консультанты, и если запрос пришёл на почту ушедшего, никто другой им не займётся. Таким образом, половина заказов остаётся без ответа.

5. У разработчика нет менеджера для работы с клиентами или переговоров. Заказы обрабатывает гениальный, но сонный инженер. Он может забыть спустить указания или выслать информацию, из-за чего вся работа встаёт. Кому-то это нравится, но большинству — нет. А их сайт будто написан школьником на перемене. Информация не обновляется.

Ситуации похожи, но студии между собой не связаны. Это не исключительные примеры, а общий тренд. Заказчику не к кому идти, нет выбора.

Такие примеры можно приводить долго. Клиенты не получают искомое, не реализуют свои проекты, а разработчики не извлекают эти бюджеты.

Этот короткий и сбивчивый текст имеет своей целью сообщить, что культура и структурность российской робототехники находится на уровне 90-х, когда понятие бизнеса на постсоветском пространстве только формировалось.

Существует 2 типа разработчиков: большие пафосные компании, которые не берутся за штучные или скромные заказы. И малые/средние студии, которые всем этим занимаются, но работают медленно и неэффективно.

К кому бы из небольших студий не обратился покупатель услуги, он столкнётся с неторопливостью, отсутствием энтузиазма и заинтересованности. Будет казаться, что клиенту делают одолжение, а студиям это не нужно. Пыл заказчика, как инноватора, начинает угасать и вязнуть.

Поэтому, если соберётcя группа единомышленников, которые построят отлаженный дисциплинированный цивилизованный современный механизм работы с клиентами, основанный на актуальном ПО, бизнес-процессах и стратегиях, они быстро потеснят конкурентов и смогут зарабатывать, развивать свою экспертность, оттачивать мастерство, выходить в перспективе на международный рынок. Средняя стоимость сборки робота в России — 9000 долларов. За создание макета робота без автоматизированных функций (например, для интерьера, киносъёмок или фотостудии) платят около 4000 долларов, а 3D дизайн стоит — 1,5 тысяч. Это хорошие деньги, которые не востребованы из-за низкой клиентоориентированности существующих разработчиков.

Кроме того, это выгодные цены для иностранных заказчиков, и на услугу имеется большой спрос из-за рубежа.

А продвинуть новую студию несложно. Надо разместить объявления на привычных сайтах, типа Юла, и профильных, типа Roboter.ru. Сообщить о своей услуге площадкам, типа Robotronic.ru. Создать удобный современный сайт. И ждать заказчиков. Можно также для практики собрать несколько моделей роботов. Не обязательно сложных — достаточно напечатать красивый макет без электронных функций. Это удобно показать клиентам в качестве примера своей работы. А ещё можно сдавать в аренду для выставок и мероприятий и дополнительно заработать.